Google SketchUp. Бесплатная программа трехмерного моделирования

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд. УРА! (3 votes, average: 4,67 out of 5)
Загрузка...
SketchUp

Программу Google SketchUp освоить несложно. Достаточно запомнить методы использования небольшого числа инструментов и функций, которыми обладает SketchUp, являющийся, несомненно, одной из самых простых и понятных программ.

Изучив базовые методы, сможете сами проектировать любые столярные и плотницкие изделия, ведь SketchUp является отличным средством для этих задач.

Большая часть основных функций Google SketchUp может быть выполнена с помощью всего лишь нескольких инструментов. Освойте сначала основные инструменты, а когда будете уверенно ими пользоваться, постепенно расширяйте свои возможности, узнавая другие приемы и способы работы. Как использовать главные инструменты, описано ниже. При работе с большинством из них пригодятся эти советы.

Отдельные клавиши или сочетания клавиш (нажатие клавиши с определенной буквой вместо щелчка курсором по значку инструмента) намного ускоряют работу. Тренируйтесь, и со временем вы научитесь быстро переключаться с одного инструмента на другой, почти не прибегая к помощи курсора.

Действия многих инструментов сопровождаются подсказками в виде цветных линий, указывающих направление по координатным осям трехмерного пространства виртуальной модели, например, при перемещении предмета. Если линия становится красной, зеленой или синей, значит, вы передвигаете предмет параллельно оси координат. С помощью клавиш со стрелками можно зафиксировать перемещение параллельно любой из осей: правая стрелка отвечает за красную ось, левая - за зеленую, а стрелки вверх-вниз - за синюю.

Большинством инструментов для рисования или геометрических манипуляций можно точно управлять с помощью цифр, указывая размеры в специальном окне ввода, расположенном в нижнем правом углу. Например, включив инструмент «Линия» и щелкнув курсором в начальной точке, проведите линию в желаемом направлении, наберите на клавиатуре одну или несколько цифр и нажмите клавишу Enter, чтобы появилась линия указанной длины (единицы измерения определяют в окне "Параметры»). Инструмент «Повернуть» воспринимает цифры как число градусов; инструмент «Масштабировать» - как пропорцию (1,5 = 150%); инструмент «Прямоугольник» - как координаты «х, у», например, «150,230» для прямоугольника размерами 150x230 мм (или метров, дюймов, футов в зависимости от заданных единиц измерения).

Нередко приходится, включив тот или иной инструмент, доводить курсор до края экрана и останавливать (например, при измерении длины объекта, часть которого выходит за область экрана). Действие многих инструментов для рисования и манипуляций можно прервать, используя инструменты «Орбита», «Панорама» или «Масштаб», чтобы повернуть, сдвинуть или уменьшить изображение. Затем просто возобновите прерванное действие, снова нажав клавишу или щелкнув по значку предыдущего инструмента.

Основные инструменты Google SketchUp

Примечание: клавиши для быстрого вызова инструментов указаны в скобках.

Инструменты для создания форм

Для создания контрольных точек, рисования линий и плоских граней (2D), а также «вытягивания» этих граней в трехмерные объекты применяйте эти инструменты.

Линия (L): чтобы начертить линию, щелкните курсором в двух точках. Несколькими щелчками создается замкнутая плоская грань-многоугольник.

Прямоугольник (R): чтобы создать прямоугольник, щелкните в двух точках, обозначающих диагонально противоположные углы. Или наберите на клавиатуре цифры, указывающие точные размеры сторон.

Тяни/Толкай (Р): щелкните курсором по плоской грани и тяните ее, чтобы получилась трехмерная форма. Действие инструмента всегда направлено под прямым углом к грани.

Рулетка (T): удерживая нажатой кнопку мыши, создайте направляющую линию для точного расположения объектов. Или измерьте расстояние между двумя точками с помощью пары щелчков.

Инструменты для действий с объектами

Когда объекты созданы, манипулировать ими помогут следующие инструменты.

Выбрать (Пробел): щелкните курсором на объекте или обведите рамкой несколько объектов, удерживая кнопку мыши нажатой. Несколько щелчков обеспечивают доступ к объектам внутри групп и компонентов. С помощью клавиши Shift можно добавлять объекты к уже выделенным или снимать выделение.

Переместить (М): щелкните на объекте и перетащите его на новое место. При нажатии клавиши Ctrl перемещается не сам объект, а его копия.

Повернуть (Q): щелкните по выделенному объекту и поворачивайте его. Нажав клавишу Ctrl, вы повернете не объект, а его копию.

Маштабировать (S): вокруг объекта появляются маркеры, перетаскивая которые можно изменить длину, ширину или высоту объекта. Для пропорционального изменения всех трех размеров нажмите клавишу Shift.

Инструменты для обзора трехмерного пространства

SketchUp создает иллюзию трехмерной сцены, на которую вы смотрите через объектив воображаемой камеры. Эти инструменты позволяют управлять этой камерой.

Панорама (Н): нажимая кнопку, перемещайте курсор для перетаскивания камеры (точки зрения) горизонтально и вертикально, чтобы сфокусировать ее на детали объекта или области сцены.

Орбита (О): нажимая кнопку мыши, вращайте камеру вокруг сцены, чтобы увидеть объекты со всех сторон.

Масштаб (Z): нажимая кнопку мыши, приближайте камеру к объекту или удаляйте от него. Так можно разглядеть даже самые мелкие детали.

В размер окна: иногда объекты «теряются», находясь за границами экрана или когда камера находится внутри объекта. Чтобы выйти из неудобного положения, щелкните по значку инструмента, и все объекты сцены снова появятся в поле зрения.

Детали будут деталями, особенно если их превратить в компоненты

В SketchUp эквивалентом детали проекта является так называемый компонент. Если создать любую форму, ее поведение может показаться странным, так как она словно прилипает к другим простейшим формам, и две формы, соприкоснувшись, уже не разъединятся, что затрудняет дальнейшую работу с ними, а порой и делает ее невозможной. Для удобства работы и для того, чтобы объект сохранял свои начальные свойства, не взаимодействуя с другими объектами, преобразуйте его в компонент как можно скорее (например, сразу после вытягивания трехмерного объекта из плоской грани с помощью инструмента «Тяни/Толкай»). Для этого наведите курсор на одну из граней, щелкните правой кнопкой и выберите в появившемся меню пункт «Выбрать - Все соединенные». Затем нажмите значок компонента. Лучше сразу дать компоненту имя и описание, после чего нажмите кнопку «Создать», чтобы добавить его в список. Двойным щелчком выделите компонент, чтобы продолжить его редактирование. Важнейшим свойством компонентов, особенно ценным для проектирования столярно-плотницких изделий, является то, что изменения, сделанные в одном экземпляре компонента, происходят со всеми его копиями. Например, вместо того, чтобы по отдельности создавать четыре одинаковые ножки стола, формировать на их гранях сужения и гнезда, можно создать один компонент-ножку, придать ей требуемые размеры, а затем сделать три копии. Если нужно, поверните каждую копию вокруг красной и зеленой координатных осей, щелкнув правой кнопкой и выбрав пункт «Отразить по». Затем двойным щелчком выделите одну из ножек, чтобы открыть компонент для уточнения формы, и сформируйте сужения и гнездо. Эти элементы появятся на остальных трех ножках автоматически. Щелкните курсором где-нибудь вне границ компонента, чтобы закрыть его. Чтобы изменить один из компонентов, не затронув другие, просто щелкните на нем правой кнопкой мыши и выберите пункт «Сделать уникальным». Объект станет другим компонентом, и изменения, сделанные с ним, не отразятся на его бывших собратьях.

Все компоненты сохраняются в панели компонентов. Даже если вы удалите компонент из сцены, его можно снова взять с панели компонентов. Эта панель поможет также выбрать все экземпляры компонента или заменить выбранный компонент другим.

Сгруппируйте отдельные компоненты, выделив их и выбрав в меню пункт «Правка - Создать группу». Это удобно, когда нужно переместить или повернуть несколько связанных деталей, например, дверцу или ящик. Чтобы открыть для редактирования компонент внутри группы, трижды щелкните на нем курсором.

В столярной работе приходится иметь дело не только с плоскими гранями и острыми ребрами, и это тоже можно изобразить на ваших трехмерных рисунках. Вы быстро научитесь создавать криволинейные или округлые формы с помощью инструментов «Дуга» и «Окружность». Но одним из наиболее мощных средств Google SketchUp является инструмент «Ведение», который находится в расширенной панели инструментов. Применяя разные приемы, можно использовать его как фрезер, формируя профиль на кромке, или как токарный станок для создания тел вращения.

Компания Trimble поддерживает гигантскую онлайн-библиотеку бесплатных трехмерных моделей. Они могут быть полезны на начальном этапе обучения или для практики. Имеющиеся модели мебели и оборудования помогут спланировать вашу мастерскую. Нажмите значок «Получить модели», чтобы выбрать понравившиеся. Найдя то, что нужно, скачайте файл или загрузите модель прямо в открытую сцену.

Текстуры и снимки для реалистичного вида

Вы быстро исчерпаете встроенную библиотеку деревянных текстур SketchUp. К счастью, можно самостоятельно создавать текстуры, используя собственные цифровые фотоснимки. Или с помощью поисковых программ найти в Интернете бесшовные текстуры. Когда картинка выбрана, она будет работать так же, как и любая цветная заливка.

Нередко требуется масштабировать или переместить текстуру, подгоняя ее под размеры и положение деталей, например, филенчатой дверцы. Используйте фото реальных предметов, которых нет в библиотеке материалов. Это удобно, когда нужно быстро создать окружающую обстановку или воссоздать предмет по картинке. Выбирайте фотографии, где форма предмета не искажена из-за съемки под углом. Чтобы добавить такую текстуру, выберите в меню «Файл - Импорт - Использовать как текстуру». Новая текстура появится в ячейке цветовой палитры инструмента «Заливка». Щелкните им по двум диагональным углам плоской грани объекта, чтобы на ней появилась новая текстура, которую можно перемещать так же, как и любую другую.

Чтобы ваш проект выглядел реалистичнее, раскрасьте его с помощью инструмента «Заливка» (В).

При нажатии на значок инструмента «Заливка» появится окно «Материалы». Просто выберите цвет или текстуру и щелкните инструментом на грани компонента, открытого для редактирования.

Чтобы создать новую текстуру с помощью любого изображения, щелкните значок «Создать материал» и выберите пункт «Использовать изображение текстуры».

В выпадающем меню выберите пункт «Древесина».

Выберите изображение, которое появится среди имеющихся образцов текстур.

Перетаскивайте зеленый маркер для вращения и масштабирования текстуры. Красный маркер перемещает и также масштабирует, синий позволяет добавить перекос под углом, а желтый поможет исказить прямоугольную форму, чтобы получить различные эффекты.

Добившись требуемого положения текстуры, щелкните курсором за пределами объекта, чтобы выключить режим редактирования текстур.

По умолчанию текстуры расположены вертикально, и дверца выглядит нереалистично. Открыв компонент, выделите правой кнопкой мыши перекладину рамы и выберите пункты «Текстура-положение».

Фотоснимки, наложенные на прямоугольники соответствующего размера, будут точными подсказками для воспроизведения старинного предмета. Для установки контрольных размеров пользуйтесь инструментом «Рулетка».

Фоном сцены проекта является фотоснимок реальной стены в доме заказчика, которая помогает представить, как будут выглядеть новые предметы в существующем интерьере.

Подготовьте рабочие чертежи

Теперь пора превратить ваш виртуальный шедевр в реальный предмет. Для этого превращения в SketchUp есть несколько полезных средств. Первое из них, о котором следует знать, - слои. Их можно считать отдельными хранилищами для деталей проекта. Они удобны, когда нужно показать или скрыть часть деталей. Если вы начали новый проект в Google SketchUp с установками по умолчанию, все объекты будут располагаться в Слое 0. Это хорошее место для первоначальных действий, так как Слой 0 нельзя удалить даже случайно, потеряв все результаты. Теперь нужно обозначить размеры вашего проекта. Вы не хотите, чтобы они постоянно загромождали весь экран, но они необходимы для изготовления деталей. Вот тут-то и приходят на помощь слои. Создайте новый спой, назовите его «Размеры», выделите его как текущий слой и создавайте размеры с помощью инструмента «Указатели размеров». Так как все они будут находиться в отдельном слое, вы можете сделать их невидимыми с помощью панели слоев. Для печати чертежей, с которыми вы будете работать в мастерской, измените представление вашего проекта, выбрав в меню «Камера» пункт «Параллельная проекция», а затем «Стандартные представления - Спереди». Результат - плоский вид спереди, пригодный для распечатки на принтере. Создайте несколько сцен (меню «Окно - Сцены»), которые будут показывать ваш проекте разных точек зрения. Добавьте сцены с наиболее часто используемыми ракурсами для быстрого и удобного переключения между ними.

Добавьте точные размеры с помощью инструмента «Указатели размеров», просто щелкнув две точки объекта и вытянув в сторону линию с размерной надписью.

Выберите в меню «Камера» пункты «Параллельная проекция» и «Стандартные представления спереди» (или любую другую проекцию), чтобы получить плоское изображение для чертежа.

Используйте эти кнопки для переключения между слоями. Активный слой нельзя скрыть.

Переходите от одной сцены к другой с помощью двойного щелчка.

Поставив здесь метки или сняв их, можно сделать слои видимыми или невидимыми.

Если при переключении между сценами слои неожиданно появляются или исчезают, создайте новый пустой слой и сделайте его активным.

Расположив все объекты, как требуется, добавьте сцену, нажав значок «+».

Слой с детальным видом упрощает работу

Для удобства работы с отдельными деталями создайте слой, в котором будет отображаться детальный вид вашего проекта. Скопируйте весь проект в новый слой с именем «Детальный вид» и начинайте раздвигать детали, чтобы каждая из них была видна наилучшим образом. Затем создайте новую сцену, в которой будет виден только этот слой. Так будет удобнее вносить небольшие поправки, когда проект приблизится к завершению. У вас будет доступ ко всем компонентам проекта, которые обычно скрыты. Так как изменение одного экземпляра компонента передается всем его копиям, любая поправка отобразится на собранном предмете, расположенном в Слое 0. Не забудьте дважды проверить все размеры, проставленные ранее. Большинство из них меняется при внесении поправок, а в некоторых случаях они могут оказаться скрытыми позади объектов.

Оставить комментарий

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: